Чтобы существенно ускорить развитие малого и среднего бизнеса, необходимо, наряду с другими политическими и экономическими предпосылками, развивать инфраструктуру поддержки бизнеса, которая включает бизнес ассоциации, бизнес центры, небанковские учреждения. В большинстве стран мира некоммерческие организации являются ключевым и очень действенным элементом инфраструктуры поддержки предпринимательства. Кроме того, некоммерческие организации являются неотъемлемой частью гражданского общества, показателем его способности к самоорганизации, защите своих прав и представительству своих интересов. Как государство, так и общественность начинают уделять внимание некоммерческим организациям.
Предприниматели многих стран видят большую пользу в объединении и пытаются решать свои проблемы именно путем объединения в организации такого типа. К сожалению, в России еще только начинает просыпаться гражданское общество. Только наличие проблем таких, которых не решить в одиночку наводит на мысль о вступлении в некоммерческую организацию.
По результатам исследования, предприниматели не вступают в объединения по следующим причинам:
предприниматели не получают практической поддержки (53 %),
нет времени принимать участие в работе такого объединения (37 %),
их проблемы не были услышаны (31 %),
предприниматели не знают о существовании соответствующих ассоциаций (25 %),
ассоциации не отстаивают интересы своих членов (18 %)
и, наконец, их отталкивают слишком высокие членские взносы.
Но все - таки, существуют объединения предпринимателей, которые действительно работают и ориентированы на своих членов, оказывают им существенную помощь и поддержку, выполняют при этом экономическую, социальную, политическую и другие функции. Ярким примером тому служат уже существующие объединения
– Основные потребности членов объединений включают в себя:
• Защита прав предпринимателей. Юридическая защита в конкретных случаях, борьба с действиями должностных лиц, которые являются неправомерными или ограничивают интересы предпринимателей.
• Лоббирование интересов. Борьба за отмену или исправление решений, нарушающих права предпринимателей; влияние на процесс принятия решений, касающихся интересов предпринимателей.
• Консультации, информация. Организация обмена качественной и достоверной информацией, консультации по юридическим, бухгалтерским, техническим вопросам.
• Партнеры, связи, обмен опытом. Поиск деловых партнеров, налаживание связей, общение с единомышленниками, обмен опытом и с другими НП в разных регионах России. Взаимовыручка и солидарная помощь по решению конкретных проблем, налаженная как внутри одного объединения, так и между различными объединениями
• Посредничество в представлении “конкретных” интересов.
Гипотетическим примером может служить “Содействие получению или распределению заказов на выполнение работ за счет средств местного бюджета”. Развитие отношений, налаживание добрых связей с другими НП в разных регионах России. Взаимовыручка и солидарная помощь по решению конкретных проблем, налаженная как внутри одного объединения, так и между различными объединениями
• Знания, навыки. Повышение уровня деловой квалификации, проведение семинаров, тренингов, курсов повышения квалификации.
• Экономическая выгода. НП выступает от лица своих членов как корпоративный клиент. Соответственно НП может получить гораздо большие скидки, чем отдельно взятый перевозчик.
Позитивная роль некоммерческих объединений в содействии развитию сектора МСП (малого и среднего бизнеса) не вызывает никаких сомнений, но некоммерческие объединения (как организационные структуры) нуждаются в укреплении, развитии и профессиональном подходе
Особенно хотелось бы отметить информацию, которая может быть одним из главных продуктов НП. НП вправе предоставлять или не предоставлять другие услуги, но информация – это первое, на что НП должно обратить свое внимание.
Кроме того, НП предоставляют информацию по схеме запросов, которая является удобной для их членов. Вместе с тем ассоциация имеет возможность выявлять темы, которые на данный момент представляют наибольший интерес для ее членов и по которым необходимо собирать информацию, регулярно делать обзоры и публиковать их в своих бюллетенях, т.к. наиболее критическая ситуация с информацией складывается в городах, отдаленных от столицы и областных центров. Здесь наблюдается настоящий информационный вакуум. Зачастую новую информацию можно получить, лишь обратившись в НП, которые иногда являются единственным элементом инфраструктуры поддержки МСП в маленьких городах.
При помощи таких мероприятий, как конференции, форумы, ярмарки, НП привлекают внимание к своему городу, распространяют информацию о его возможностях, демонстрируют состояние развития предпринимательства, помогают установлению новых личных контактов и проведению совместных видов деятельности.
Ильин А.М. член правления СААП.
|